Портал о российском некоммерческом законодательстве

Вопросы и ответы

  • 1. В течение какого срока НКО может направить возражения на Акт по результатам проверки?

    Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90 не устанавливает срок направления возражений на акт по результатам проверки. Такой срок определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
    Согласно пункту 12 статьи 16 указанного закона в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

  • 2. Каким образом изменился порядок сдачи отчетности некоммерческими организациями в Министерство юстиции?

    Начиная с отчетов за 2009 год, отчеты о деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании имущества, обязаны представлять НКО, не указанные в пункте 3.1 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", а именно НКО, которые отвечают хотя бы одному из трех признаков:

    • учредителями (участниками, членами) НКО являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;

    • НКО в течение года получала имущество, в том числе денежные средства, от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

    • НКО в течение года получала имущество, в том числе денежные средства, на сумму три миллиона рублей и более.

    В случае, если НКО отвечает всем трем нижеперечисленным признакам:

    • учредителями (участниками, членами) НКО НЕ являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;

    • НКО в течение года НЕ получала имущество, в том числе денежные средства, от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

    • НКО в течение года НЕ получала имущество, в том числе денежные средства, на сумму три миллиона рублей и более,

    она обязана представить в Минюст России (его территориальный орган) заявление, подтверждающее ее право не сдавать отчеты, а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

    Сроки подачи такого заявления - до 15 апреля года, следующего за отчетным.

    Некоммерческие организации, предоставляющие отчеты в Минюст России (его территориальный орган) по формам ОН0001 и ОН0002 обязаны с 2010г. ежегодно также размещать в сети Интернет или публиковать в СМИ отчетность в объеме сведений предоставляемых в Минюст России/его территориальный орган.

    Некоммерческие организации, отвечающие критериям, позволяющим не предоставлять отчет, размещают в сети Интернет или публикуют в СМИ простое сообщение о продолжении своей деятельности.

    Сроки для размещения отчетов пока не установлены.

    Размещение отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (http://www.minjust.ru/), Информационный портал Минюста России "Портал НКО" через указанную на официальном сайте Минюста России ссылку http://unro.minjust.ru/, приравнивается к сдаче отчетности, представляемой в территориальные органы Минюста России.

  • 3. Должен ли применяться упрощённый порядок отчётности к общественным объединениям?

    Представление отчетности в упрощенном порядке для некоммерческих организаций стало возможным после вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Указанным федеральным законом были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили менее 3-х миллионов рублей, предоставляют отчетность по упрощенной форме – в форме заявления, подтверждающего их соответствие указанным требованиям, а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

    Федеральный закон «Об общественных объединениях», в том числе положения о порядке отчетности общественных объединений продолжили действовать без изменений. Федеральный закон «Об общественных объединениях» является специальным по отношению к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» и устанавливает особое регулирование порядка отчетности общественных объединений, в связи с чем положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяются на общественный объединения. Таким образом, в отношении общественных объединений не применяется упрощенный порядок отчетности.

  • 4. Для общественных объединений, не получающих денежные средства и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, обязательно ли заполнение формы № ОН0003 (с прочерками) или достаточно указать отсутствие таких поступлений в уведомлении о продолжении деятельности?

    Общественные объединения, в том числе общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности обязаны информировать о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (паспортные данные и ИНН руководителя).
    Абзац 8 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» указывает, что общественное объединение должно представлять сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. Для подобного информирования утверждена форма № ОН0003. В случае, если в отчетном периоде общественное объединение не получало денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, то форма № ОН0003 представляется в органы юстиции с прочерками, а в ежегодном отчете о продолжении деятельности может быть указано об отсутствии таких поступлений.

  • 5. В каком порядке некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли учитываются доходы, в виде субсидий, предоставленных им из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

    Получателями бюджетных средств с 01.01.2011 г. в соответствии со статьей 6 БК РФ являются орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Другие юридические лица бюджетополучателями не являются.

    Другим юридическим лица из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии.

    В пункте 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

    субсидии могут предоставляться иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

    Таким образом, субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, предоставляются в оплату стоимости выполняемых ими работ и оказываемых услуг.

    В связи с тем, что субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, предоставляются в оплату стоимости выполняемых ими работ и оказываемых услуг, у получателя субсидии являются доходом, учитываемым в целях налогообложения прибыли.

    Следовательно такие организации субсидии, предоставленные им на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, должны учитывать как доходы от реализации и, соответственно, учитывать при определении объекта налогообложения.

    Что касается бюджетных и автономных учреждений, то в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ этим учреждениям предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), и субсидии на иные цели.

    Доходы в виде субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ отнесены к средствам целевого финансирования и освобождены от обложения налогом на прибыль.

  • 6. Существуют ли какие-либо налоговые последствия заключения договора пожертвования?

    А) налоговые последствия заключения договора пожертвования для благополучателей

    НК РФ содержит перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для организаций (ст. 251 НК РФ) и по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (ст. 217 НК РФ). В случае неправильной налоговой квалификации безвозмездно поступившего имущества, у организации или физического лица может возникнуть риск признания его доходом и учета при определении налога на прибыль (20%) или обложения налогом на доходы физических лиц (13% - для российских налоговых резидентов и 30% - для лиц, не являющихся российским налоговым резидентом).

    Для того чтобы избежать подобного риска, налогоплательщику – организации следует квалифицировать поступившее безвозмездно имущество, исходя из сути сделки и, если это применимо, как пожертвование, признаваемое таковым в соответствии с российским гражданским законодательством (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). В противном случае, если заключается договор дарения, то все, что безвозмездно передано по договору дарения, признается внереализационным доходом и подлежит обложению налогом на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ).

    Итак, для получения освобождения от обложения налогом на прибыль необходимо, чтобы переданное безвозмездно имущество (денежные средства и иное имущество) некоммерческой организации соответствовало всем основным признакам пожертвования, перечисленным в ст. 582 ГК РФ. Пожертвование отнесено НК РФ к целевым поступлениям, поступившим на ведение уставной деятельности и содержание некоммерческой организации. Как указано в Письме Управления МНС по г. Москве от 22 января 2003 г. N 26-12/4743 понятия «содержание некоммерческой организации» и «ведение уставной деятельности» не равнозначны. Расходами на содержание некоммерческой организации являются расходы по оплате труда аппарата управления и других работников, занятых в осуществлении уставной деятельности, командировочные расходы, расходы на канцелярские товары, расходы по аренде помещений, расходы по содержанию зданий и помещений, по содержанию и эксплуатации автотранспорта, на публикацию отчета о деятельности и отчета об использовании имущества, по приобретению основных средств и др.

    К расходам на ведение уставной деятельности некоммерческой организации относится направление целевых средств на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой организации. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При получении пожертвования физические лица, признаваемые НК РФ плательщиками НДФЛ, могут воспользоваться льготой по уплате налога, в случае, если переданное им безвозмездно имущество соответствует условиям, перечисленным в ст. 217 НК РФ. Например, применительно к физическим лицам не облагаются НДФЛ следующие безвозмездные поступления (к таким доходам могут быть отнесены и пожертвования):

    - суммы единовременных выплат в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности в РФ (абз.4 п.8 ст. 217 НК РФ);

    - доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций (п. 26 ст. 217 НК РФ) и т.д.

    Таким образом, в зависимости от тех или иных условий предоставления пожертвования, у физического лица не возникает обязанности по уплате НДФЛ.

    Б) налоговые последствия заключения договора пожертвования для жертвователей

    На федеральном уровне установлена налоговая льгота только для жертвователей – физических лиц. Это так называемый социальный налоговый вычет по НДФЛ (пп.1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Налоговые льготы для жертвователей – юридических лиц на федеральном уровне не предусмотрены. Жертвователи – юридические лица, как и раньше, осуществляют пожертвования за счёт прибыли, оставшейся у них после уплаты налога на прибыль. Однако НК РФ оставил возможность региональным властям предоставлять налоговые льготы в части понижения ставки налога на прибыль, перечисляемого в региональные бюджеты. Так, налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, на 4%, но не ниже 13.5% (п.1 ст. 284 НК РФ). В отдельных субъектах Российской Федерации законодательными актами льготы по налогу на прибыль установлены для жертвователей – юридических лиц, например, - г. Санкт-Петербург, Московской и Самарской областях.

    Также следует отметить, что социальным налоговым вычетом по НДФЛ физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) начиная с налогового периода 2012 года, могут воспользоваться только при условии, если получателями пожертвований в форме денежных средств стали:

    · благотворительные организации;

    · социально ориентированные некоммерческие организации на осуществление ими уставной деятельности, предусмотренной законодательством о некоммерческих организациях;

    · некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

    · религиозные организации на осуществление ими уставной деятельности;

    · некоммерческие организации на формирование и (или) пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

    При этом налогоплательщик – физическое лицо может исключить из налоговой базы суммы, направленные в виде пожертвований , но не более 25% совокупного дохода, полученного в налоговом периоде.

    Для получения вычета ему необходимо составить заявление и вместе с налоговой декларацией и копиями документов, подтверждающих к направление пожертвований некоммерческим организациям в предшествующем налоговом периоде, подать его в налоговую инспекцию по месту своего жительства (пп.2 п.1 ст. 219 и ст. 229 НК РФ).

  • 7. Какие льготы по уплате налогов получают организации и граждане, которые жертвуют деньги на благотворительность?

    На федеральном уровне налоговым законодательством РФ налоговые льготы для жертвователей предусмотрены только для физических лиц. Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик физическое лицо имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

    благотворительным организациям;

    социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

    некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

    религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

    Кроме того, социальный налоговый вычет физическое лицо может получить в сумме пожертвований, перечисляемых некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

    Для юридических лиц, т.е. организаций, на федеральном уровне налоговых льгот не предусмотрено. Организации-жертвователи могут осуществлять пожертвования за счет прибыли, оставшейся у них после уплаты налога на прибыль.

    Однако Налоговый кодекс РФ предоставил возможность властям субъектов Российской Федерации определять в законодательном порядке налоговые льготы в части понижения ставки налога на прибыль, перечисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации. Так, налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков на 4,5 процента, но не может быть установлена ниже 13,5 % (п.1 ст. 284 НК РФ). В некоторых областях льготы по налогу установлены для жертвователей.

  • 8. В чем заключаются основные различия в обязанностях сторон по трудовому договору и договору оказания услуг?

    Отношения, возникшие на основании трудового договора, регулируются Трудовым Кодексом РФ. Это означает, что на основании данного договора стороны именуются «работник» и «работодатель». При этом обе стороны обязаны подчиняться требованиям трудового законодательства. Со стороны работодателя предусматриваются следующие основные обязанности:

    1. Обеспечить работника работой;

    2. Выплачивать заработную плату в размере, предусмотренном в трудовом договоре, и в сроки, установленные ТК РФ;

    3. Сделать соответствующую запись в трудовую книжку работника;

    4. Производить платежи в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования на работника;

    5. Расторгнуть трудовой договор исключительно в случаях, предусмотренных ТК РФ;

    6. Предоставить работнику время для отдыха (выходные, отпуска и т.д.),

    Со стороны работника:

    1. Выполнять свои трудовые функции согласно трудовому договору;

    2. Подчиняться трудовому распорядку.

    Отношения, возникшие на основании договора возмездного оказания, регулируются Гражданским Кодексом РФ. Согласно ГК РФ стороны данного договора именуются «исполнитель» и «заказчик». По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется выполнить обусловленную договором работу в оговоренные сроки. При этом режим выполняемой работы значения не имеет. Исполнитель выполняет работу своими средствами и своими силами (если иное не предусмотрено договором). Заказчик обязуется высчитать и перечислить в бюджет НДФЛ, взнос в ПФ на исполнителя. Взносы в ФСС в данном случае заказчик не выплачивает. Также по данному договору исполнитель не имеет право на оплачиваемый отпуск.

  • 9. Может ли руководитель НКО исполнять обязанности без оплаты труда? Каковы последствия?

    Согласно действующему законодательству НКО вправе самостоятельно выбирать тот или иной способ осуществления деятельности, в том числе структуру органов управления. Руководитель НКО может выполнять свои обязанности на общественных началах без оплаты труда. Для документального оформления в протоколе об избрании руководителя необходимо указать, что руководитель НКО будет исполнять обязанности на общественных началах, без заработной платы. В случае необходимости, можно в уставе предусмотреть, что руководитель исполняет обязанности на общественных началах. Если говорить о последствиях, то минусом можно считать, что у руководителя НКО не будет учитываться трудовой стаж, соответственно будет отсутствовать и социальный пакет.

  • 10. В каких организационно-правовых формах могут быть зарегистрированы благотворительные организации?

    Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Таким образом, благотворительным статусом может обладать лишь некоммерческая организация. В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами.

    Предусмотренный ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» примерный перечень основных целей деятельности благотворительных организаций включает в себя цели социальной поддержки и защиты граждан, содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан; улучшения морально-психологического состояния граждан и иные, перечисленные в данной статье общеполезные цели. Основные цели деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций конкретизируются в нормах специального законодательства применительно к отдельным организационно-правовым формам указанных организаций. Например, автономные некоммерческие организации создаются в целях предоставления услуг в области образования, науки, здравоохранения, права и иных подобных услуг (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    В силу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организационно-правовые формы благотворительных организаций предусмотрены, прежде всего, ГК РФ. Однако некоторые организационно-правовые формы не указаны в ГК РФ. К их числу относятся, в частности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Не все некоммерческие организации могут иметь благотворительный статус. Например, им не могут обладать потребительские кооперативы, поскольку реализуемые ими цели лишены общественной значимости. В силу п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительские кооперативы создаются в целях удовлетворения материальных потребностей их членов.

    По смыслу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» организационно-правовые формы для благотворительных организаций должны предусматриваться федеральными законами. Не всегда нормы федерального законодательства содержат прямые указания на этот счет. Так, например, в федеральных законах не говорится о возможности наделения благотворительным статусом религиозных организаций.

    Важной особенностью некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций является отсутствие в ГК РФ, а также в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», четкого перечня их организационно-правовых форм. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» требование о создании юридических лиц исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены главой 4 ГК РФ, распространяется лишь на коммерческие организации. Между тем, исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих (благотворительных) организаций не установлен.

    Характерно, что в ряде случаев нормы специального законодательства содержат дополнительную классификацию организационно-правовых форм некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, предусмотренных ГК РФ. В частности, в силу ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественные объединения подразделяются на общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности.

    Наиболее популярными организационно-правовыми формами для благотворительных организаций являются: благотворительный фонд, общественная благотворительная организация.

  • 11. Кто такой член Попечительского совета Благотворительного фонда?

    Попечительский совет Благотворительного фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет Благотворительного фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

    Порядок формирования и деятельности Попечительского совета Благотворительного фонда определяется уставом фонда, утвержденный его учредителями. Об избрании членов Попечительского совета нужно составить протокол или решение соответствующего органа управления. Соответственно, члены Попечительского совета должны выразить свое согласие на избрание.

    Обычно, на практике членами Попечительских советов Благотворительных фондов избирают известных, уважаемых и авторитетных людей, которые не являются учредителями или работниками фонда. Члены Попечительского совета осуществляют свои функции на общественных началах.

  • 12. Существуют ли какие-либо формы образовательной деятельности, для осуществления которых не нужна лицензия?

    Основной нормативный акт, регулирующий деятельность в области образования, — Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266—1 «Об образовании». Согласно пункту 6 статьи 33 указанного закона право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения), т.е. по Закону РФ «Об образовании» вся образовательная деятельность подлежит лицензированию. Однако в пункте 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796, указано, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

    Абсолютное большинство некоммерческих организаций, не являющихся образовательными учреждениями, и в самом деле не осуществляют образовательной деятельности. Слова «обучающий семинар», «обучение», «учебный курс» зачастую используются такими организациями автоматически, а выдача сертификата, подтверждающего участие в семинаре, считается хорошей традицией. Вместе с тем, подобный формат деятельности может привести к печальным последствиям.

    Нежелательно использовать в любых документах (планах, сметах, протоколах, письмах, и т.д.) и объявлениях слова: «образование», «образовательный», «обучение», «учебный», несмотря на привлекательную магию этих слов. Надо заменить словами «просвещение», «пропаганда», «консультирование», «беседа». Нельзя организовывать сложно структурированные, включающие различные модули, занятия, которые ведут различные преподаватели, и объявлять их целостным курсом.

    Не рекомендуется включать в штатное расписание должности «преподаватель», «учитель», «руководитель образовательных программ» и т.п., а также заключать трудовые договоры на выполнение указанных функций.

    Не рекомендуется проводить какие либо промежуточные или итоговые аттестации слушателей, даже если это просто тест, позволяющий определить, насколько удачно была прочитана лекция.

    Не рекомендуется выдавать слушателям какие-либо документы, подтверждающие факт получения ими определенных знаний, даже если в сертификате содержится лишь информация о теме и количестве часов проведенных занятий.

    Не рекомендуется устанавливать правила набора группы и правила поведения на занятиях.

    За осуществление образовательной деятельности без лицензии некоммерческая организация может быть ликвидирована в судебном порядке. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность специально для случаев осуществления без лицензии деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

    Если некоммерческая организация намерена все же объявлять свою деятельность образовательной и уверена, что такая деятельность не подлежит лицензированию, имеет смысл заранее, не дожидаясь претензий со стороны прокуратуры или органа исполнительной власти, контролирующего деятельность НКО, обратиться в орган, который выдает лицензии на деятельность по дополнительному образованию с письмом примерно следующего содержания: «(Такая-то) некоммерческая организация планирует в соответствии с уставом осуществлять следующую деятельность: (описать, какие курсы, для кого, какой продолжительности, кто будет вести). Прошу дать заключение, о необходимости получать лицензию на осуществление указанной деятельности или же указанная деятельность не подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796, поскольку относится к видам обучения, не сопровождающимся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации».

    Если будет получен письменный ответ «Лицензированию не подлежит», можно с уверенностью оказывать услуги, даже называя их «образовательными». Если ответом будет «Необходимо получить лицензию», то организации придется либо готовить документы на лицензирование, либо менять формат деятельности.

  • 13. Каков порядок обжалования бездействия органа государственной власти, выразившегося в непредставлении ответа на запрос организации?

    В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Кроме того, правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который также в статье 2 закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

    В связи с вышеуказанным, общественная организация, как организация, созданная гражданами в целях реализации своих конституционных прав на объединение, вправе обратиться в любой орган государственной власти или должностному лицу с обращением или запросом. В соответствии со ст. ст. 9 и 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному

    лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

    Отсутствие ответа на запрос или обращение (бездействие органа или должностного лица) является нарушением конституционных прав граждан и их объединений, которое может быть обжаловано в досудебном (подача жалобы в вышестоящий орган в административном порядке) или судебном порядке.

    По вопросу, касающемуся производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, действует Гражданский процессуальный Кодекс РФ.

    В судебном порядке может быть обжаловано бездействие органов власти, если в результате бездействия нарушены права и законные интересы объединения, оно незаконно привлечено к ответственности либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, созданы препятствия к осуществлению им прав.

  • 14. Можно ли привлечь руководителя НКО к ответственности за убытки, причиненные НКО в силу ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей (НКО назначен штраф за несвоевременное предоставление в налоговый орган сведений)?

    В соответствии со статьей 277 Трудового кодекса РФ руководитель несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у организации в результате возмещения им ущерба иным лицам.

    Материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих условий: противоправного поведения (действий или бездействия) причинителя; причинной связи между противоправным действием и материальным ущербом; вины в совершении противоправного действия (бездействия).

    К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа (письмо Минтруда РФ от 19 октября 2006 г. N 1746-6-1).

    Поэтому работодатель (НКО) вправе требовать от работника возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре, заключенном с руководителем, условие о его полной материальной ответственности (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю").

    Таким образом, НКО вправе взыскать сумму прямого действительного ущерба (под которым понимаются, в том числе суммы штрафов) с руководителя, в случае, если штраф образовался по вине руководителя. Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может быть уплачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добровольно или взыскан с него в судебном порядке. Данная возможность может быть реализована, только если руководитель работает по трудовому договору.

    Принудительно взыскать с руководителя НКО, исполняющего свои обязанности на общественных началах, суммы штрафа, возникшие по его вине, не представляется возможным.

  • 15. Возможно ли провести конференцию (съезд) или общее собрание общественной организации в несколько этапов и как это правильно оформить?

    Согласно ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Общее собрание членов или съезд (конференция) общественной организации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

    В случае, если возникнет необходимость продолжить работу общего собрания членов или съезда (конференции) ИЛИ провести съезд (общее собрание) в несколько этапов, то в протоколе необходимо указать, что общее собрание членов или съезд (конференция) не закрывается, а объявляется перерыв (можно указать конкретную дату, либо поручить исполнительному органу в соответствии с уставом назначить новую дату). Причем избирать заново участников съезда (конференции) на второй и другие этапы нет необходимости. Участники первого этапа съезда (конференции) сохраняют право и полномочия для участия в последующих этапах.

    Соответствующие решения, принятые на общем собрании или съезде (конференции), и ход его работы оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем.

  • 16. Могут ли граждане объединиться в общественное движение без регистрации юридического лица?

    Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

    Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральными законами, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

    Законодательство допускает создание общественного объединения без государственной регистрации, но при этом необходимо по инициативе не менее трех физических лиц (учредителей) принять решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. Такие решения принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

    С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

  • 17. Какие тарифы страховых взносов установлены для некоммерческих организаций?

    С 01 января 2010 года устанавливаются следующие тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:
    Пенсионный фонд России - 20 %,
    Фонд социального страхования России - 2,9 %,
    в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1.1 %,
    в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0 %.
    Итого – 26%
    Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, продолжают, как и в 2009 году, уплачивать лишь страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 14 %.
    С 01 января 2011 года для всех организаций, независимо от применяемой системы налогообложения, устанавливаются следующие тарифы:
    Пенсионный фонд России - 26 %,
    Фонд социального страхования России - 2,9 %,
    в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3.1 %,
    в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0 %.
    Итого – 34%
    Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты (в том числе, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль) и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. С выплат по гражданско-правовым договорам не начисляются страховые взносы, подлежащие уплате в Фонд социального страхования России.
    База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица с 01.01.2010 года устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (расчетным периодом признается календарный год). С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанный размер, страховые взносы не взимаются до конца расчетного периода (года).
  • 18. Каким образом подтверждаются полномочия заявителя - лица, не являющегося  учредителем НКО?

    Согласно пункту 1.3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заявителями при государственной регистрации юридического лица могут выступать:

    а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

    б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

    в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

    г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

    д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (далее – специальное полномочие).

    Необходимо обратить внимание, что, например, учредитель юридического лица или руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, вправе являться заявителями лишь в случае государственной регистрации при создании организации. В последующем заявителем при государственной регистрации будет являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

    На основании пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Следовательно, с момента формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) юридического лица председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выступает как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица. С указанного момента также возникают полномочия руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) выступать заявителем при государственной регистрации.

    Возможность выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица на основании специального полномочия предусмотрена для организаций, создаваемых в силу прямого указания федерального закона или на основании распорядительного акта государственного органа, органа местного самоуправления, в которых закреплены, в том числе, полномочия лица выступать заявителем при государственной регистрации.

    При этом доверенность, предусмотренная статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является специальным полномочием. Возможность выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица на основании доверенности первоначально была предусмотрена федеральным законом, однако Федеральным законом от 23.06.2003№ 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» такая возможность исключена.

    Представление при государственной регистрации юридического лица какого-либо специального документа, подтверждающего полномочия заявителя не требуется, ввиду того, что подтверждение данных полномочий возможно на основании представляемых для государственной регистрации документов.

    Так, например, полномочия лица, выступающего заявителем при создании организации, (учредителя) будут подтверждаться решением о создании некоммерческой организации (представляется в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), полномочия руководителя организации, в отношении которой осуществляется государственная регистрация, - решением об его избрании (назначении) (представляется в соответствии с перечнем документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации или внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212).
  • 19. Вправе ли федеральный орган государственной регистрации либо его уполномоченные сотрудники требовать от некоммерческой организации внести изменения в цели и задачи деятельности, указываемые в учредительных документах, в сторону их сокращения либо дословного воспроизведения положений федеральных законов?

    Нет, вмешательство регистрирующего органа в определение целей и задач деятельности некоммерческой организации недопустимо. Однако безусловной является необходимость соответствия целей конкретной организации целям, установленным для данной организационно-правовой формы в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» или соответствующем законе. Некоммерческая организация самостоятельно определяет цели и предмет своей деятельности, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», при этом дословное воспроизведение формулировок, приведенных в нормативных правовых актах, не требуется, поскольку приведенный в указанной статье перечень целей  является открытым. Такой подход позволяет организации самостоятельно выбирать и формулировать свои цели.
  • 20. Вправе ли федеральный орган государственной регистрации либо его уполномоченные сотрудники требовать от некоммерческой организации внести изменения в структуру органов управления, а также изменить наименование органов управления?

    В случае если некоммерческой организацией сформирована структура органов управления, отвечающая требованиям федерального законодательства, дальнейшее вмешательство регистрирующего органа недопустимо, что следует из пункта 1 статьи 28 и Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  • 21. Должна ли в наименовании некоммерческой организации быть раскрыта специфика ее деятельности? Пример: не просто Автономная некоммерческая организация  «Солнышко», а Автономная некоммерческая организация помощи семье и детям «Солнышко»?

    Наименование некоммерческой организации должно отражать характер ее деятельности, то есть отражать предмет и цели, определенные учредительными документами, в этой связи соответствующим пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации является второй вариант.
  • 22. Может ли полное наименование некоммерческой организации на русском языке содержать в себе элементы латиницы?

    Нет, в соответствии с аналогией закона (ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) и п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об акционерных обществах» полное наименование некоммерческой организации, указываемое в учредительных документах, должно быть прописано либо исключительно на русском, либо (по желанию) также на иностранном языке, при этом смешение языковых единиц не допускается.
  • 23. Если в учредительных документах некоммерческой организации указывается возможность оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, обязана ли организация иметь в своем наименовании слово «благотворительная»?

    Нет, некоммерческие организации, не являющиеся благотворительными, не ограничены действующим законодательством в возможности осуществления благотворительной деятельности, в том числе путем оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, в соответствии с целями и задачами своей деятельности, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  • 24. Обязан ли заявитель представлять документы на электронном носителе (диск, дискета) при государственной регистрации некоммерческой организации либо внесения изменений в ее учредительные документы?

    Сведения в электронном виде представляются по мере возможности, заявитель не обязан представлять документы на электронном носителе, что следует из пункта 1.1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439.
  • 25. Вопрос: Какие сведения об учредителях предоставляются в регистрирующий орган при регистрации НКО?

    Перечни документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, а также общественного объединения и религиозной организации определены статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (соответственно).

    Указанными нормами предусмотрено представление для государственной регистрации сведений об учредителях некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации).

    Форма № РН0001, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212, содержит листы «Сведения об учредителях некоммерческой организации – юридических лицах» и «Сведения об учредителях некоммерческой организации – физических лицах», в которых в том числе указываются паспортные данные учредителей – физических лиц, сведения о государственной регистрации – для учредителей – юридических лиц.

    Таким образом, пакет документов, предъявляемых для регистрации некоммерческой организации в обязательном порядке требует указания паспортных данных учредителей некоммерческой организации в специально предусмотренной форме – «Сведения об учредителях». Представление дополнительных сведений, помимо указываемых в заявлении о государственной регистрации, не требуется.

    Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя) в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Общественные объединения и религиозные организации создаются также по инициативе их учредителей, что следует из статьи 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьи 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (соответственно). Исходя из смысла указанных норм, все участники общего собрания, на котором принимается решение о создании некоммерческой организации, участвовавшие в голосовании и поддержавшие данное решение, становятся учредителями такой организации и их данные (паспортные, регистрационные) подлежат указанию в соответствующих листах формы № РН0001.

    Лица, избранные членами постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации, могут иметь статус приглашенных на общее собрание учредителей и не участвовать, таким образом, в голосовании по вопросам повестки учредительного собрания.

    В связи с указанными обстоятельствами такие лица не будут являться учредителями некоммерческой организации и их данные не указываются в качестве сведений об учредителях.

    Действующее законодательство не требует указания в решении о создании некоммерческой организации паспортных (регистрационных) данных учредителей и иных участников учредительного собрания, тем более что такие данные в обязательном порядке указываются в соответствующих листах формы № РН0001.

  • 26. Как происходит приостановление процедуры регистрации?

    Согласно пункту 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные данным федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, Минюст России (его территориальный орган) вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

    Заявитель информируется о принятии решения о приостановлении государственной регистрации в порядке, аналогичном порядку информирования о принятии решения об отказе в государственной регистрации.

    При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона Федерального закона «О некоммерческих организациях». Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.

    Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в срок, установленный решением о приостановлении государственной регистрации, является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

    Устранение оснований, повлекших приостановление государственной регистрации, осуществляется путем представления заявителем соответствующих документов.

    Представление документов для устранения оснований, повлекших приостановление государственной регистрации, осуществляется в любое время в течение срока приостановления государственной регистрации.

    Основанием для возобновления государственной регистрации  является получение Минюстом России (территориальным органом) заявления о возобновлении государственной регистрации с приложением документов, необходимых для устранения оснований, повлекших приостановление государственной регистрации, либо истечение срока приостановления государственной регистрации.

    После поступления заявления о возобновлении государственной регистрации либо истечения срока приостановления государственной регистрации принимается решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации.

    Решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня поступления заявления о государственной регистрации, без учета срока приостановления государственной регистрации.

    Положения статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о приостановлении государственной регистрации, применяются независимо от факта внесения соответствующих дополнений в Административный регламент, утвержденный приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96.

    Действие нормы о приостановлении государственной регистрации не распространяется на общественные объединения в силу того, что в отношении них действуют нормы Федерального закона «Об общественных объединениях», являющегося специальным по отношению к Федеральному закону «О некоммерческих организациях».
  • 27. Как правильно оформлять и сколько экземпляров Устава НКО необходимо предоставлять для регистрации?

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации представляются ее учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах (за исключением профсоюзов, в отношении которых действует специальный уведомительный порядок государственной регистрации: согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» для государственной регистрации профсоюза учредительные документы представляются в двух подлинных экземплярах, которые должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.)

    Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста Российской Федерации от 31.03.2009 № 96, два экземпляра учредительных документов должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

  • 28. Возможно ли в качестве местонахождения организации в её уставе указывать только населенный пункт без точного адреса?

    В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах должно быть указано место нахождения некоммерческой организации, которое на основании пункта 2 данной статьи определяется местом ее государственной регистрации.

    Требование об указании в учредительных документах некоммерческой организации почтового адреса, по которому будет осуществляться связь с такой организацией, законодательством не установлено.

    Таким образом, указание в учредительных документах некоммерческой организации на город (или иной населенный пункт), в котором располагается некоммерческая организация, является достаточным.

    Сведения о точном адресе некоммерческой организации указываются в заявлении о регистрации некоммерческой организации и содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.
  • 29. Какие документы необходимо представлять для подтверждения местонахождения организации при регистрации, кроме гарантийного письма?

    Статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» определено, что для государственной регистрации в Минюст России или его территориальный орган должны быть, в том числе, представлены сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации), по которому осуществляется связь с ними.

    Пунктом 5.1 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлен запрет требовать при государственной регистрации некоммерческой организации представления других документов, кроме указанных в пункте 5 статьи 13.1 названного закона.

    Форма предоставления сведений об адресе некоммерческой организации указанными выше федеральными законами не установлена. При этом формы заявлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212, содержат необходимые разделы, в которых указываются сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации или общественного объединения, по которому осуществляется связь с ними.

    Таким образом, сведения об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации могут быть представлены в виде соответствующих листов форм заявлений. Для подтверждения сведений об адресе некоммерческой организации, указанных в заявлении, рекомендуется представлять гарантийное письмо или надлежащим образом заверенные копии правоустанавливающих документов.

    Пункт 27 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерацииот 31.03.2009 № 96, будет соответствующим образом скорректирован.
  • 30. С какого момента начинает течь трехдневный срок для уведомления территориального Управления Минюста о смене местонахождения некоммерческой организации?

    На основании пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

    Аналогичная обязанность предусмотрена также частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

    Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу таких сведений отнесены сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа некоммерческой организации (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности), по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

    Под днем наступления изменений понимается дата принятия соответствующего решения уполномоченным органом некоммерческой организации (оформляется протоколом, приказом и пр.). В случае, если решение уполномоченным органом некоммерческой организации принято, однако фактическое изменение адреса (места нахождения) осуществлено через какое-то время, рекомендуется подтверждать дату фактического изменения адреса документально.

    Если фактическое изменение адреса (места нахождения) осуществлено до принятия решения уполномоченным органом некоммерческой организации, следует обратить внимание, что выявление Минюстом России или его территориальным органом факта отсутствия некоммерческой организации по ранее заявленному адресу (например, в случае возврата почтовых отправлений) является основанием для принятия мер реагирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • 31. Должна ли формулировка вида деятельности в уставе организации быть идентична формулировке кода ОКВЭД?

    Нет. Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации в числе прочих должны определяться предмет и цели ее деятельности.

    Предмет деятельности некоммерческой организации – это виды деятельности, которые осуществляются (будут осуществляться) некоммерческой организацией. Требование о точном соответствии формулировок устава некоммерческой организации в части предмета деятельности формулировкам ОКВЭД законодательство не содержит. Требование, которое должно быть соблюдено при указании в уставе некоммерческой организации предмета ее деятельности – соответствие видов деятельности целям, предусмотренным учредительными документами, что следует из статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

    При указании кодов по ОКВЭД в соответствующих листах заявлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212, также необходимо учитывать необходимость соответствия указываемых видов деятельности соответствующим положениям учредительных документов некоммерческой организации. При необходимости указания более 5 видов деятельности некоммерческой организации заполняется необходимое количество листов  «Сведения о видах экономической деятельности» соответствующей формы (с нумерацией каждой страницы). При этом код по ОКВЭД рекомендуется указывать максимально точно, т.е. более 3 цифр кода.
  • 32. При внесении изменений в устав осуществляется полная проверка текста устава или только тех положений, которые подлежат изменению?

    В соответствии с пунктом 61 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций», утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96 уполномоченный специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме, следовательно, при внесении изменений в устав осуществляется полная проверка текста устава.
  • 33. Каков перечень документов, которые необходимо представлять при проверке некоммерческой организации?

    В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган при осуществлении контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

    В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» при осуществлении органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, контроля за соответствием  деятельности общественных объединений уставным целям, указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

    Порядок проведения проверок некоммерческих организаций установлен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90.

    Согласно пунктам 37 и 38 указанного регламента уполномоченный специалист на основе имеющихся в Минюсте России (территориальном органе) документов, касающихся деятельности проверяемой некоммерческой организации:

    - уточняет вопросы, подлежащие проверке;

    - составляет план проверки;

    - определяет документы, необходимые для проверки, с учетом анализа представляемых в Минюст России (территориальный орган) отчетов, сведений об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок, исполнении требований некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации;

    - оформляет уведомление о проверке, в котором в том числе указывается перечень документов, которые некоммерческая организация обязана представить к началу проверки (решения руководящих органов некоммерческой организации и распорядительные документы по ее управлению, а также связанные с ведением ее финансово-хозяйственной деятельности; бухгалтерско-финансовые документы и переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами, по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей), за исключением документов некоммерческой организации, представленных в Минюст России (территориальный орган) ранее.

    Таким образом, поскольку перечень документов определяется уполномоченным лицом индивидуально для каждого конкретного случая, в различных случаях эти перечни могут варьироваться. 

    Согласно пункту 40 указанного регламента уведомление о проверке направляется некоммерческой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за десять рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки - пять рабочих дней), а также дублируется посредством телефонной и факсимильной связи.

    Проверки некоммерческих организаций проводятся с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    План проведения проверок некоммерческих организаций на текущий год размещается на информационных стендах в доступных для ознакомления местах и Интернет-сайтах Минюста России (территориальных органов).

  • 34. В течение какого срока НКО может направить возражения на Акт по результатам проверки?

    Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90 не устанавливает срок направления возражений на акт по результатам проверки. Такой срок определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Согласно пункту 12 статьи 16 указанного закона в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. 

  • 35. Должен ли применяться упрощенный порядок отчетности к общественным объединениям?

    Представление отчетности в упрощенном порядке для некоммерческих организаций стало возможным после вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Указанным федеральным законом были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили менее 3-х миллионов рублей, предоставляют отчетность по упрощенной форме – в форме заявления, подтверждающего их соответствие указанным требованиям, а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. Федеральный закон «Об общественных объединениях», в том числе положения о порядке отчетности общественных объединений продолжили действовать без изменений.

    Федеральный закон «Об общественных объединениях» является специальным по отношению к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» и устанавливает особое регулирование порядка отчетности общественных объединений, в связи с чем положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяются на общественный объединения. Таким образом, в отношении общественных объединений не применяется упрощенный порядок отчетности.

  • 36. Для общественных объединений, не получающих денежные средства и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, обязательно ли заполнение формы № ОН0003 (с прочерками) или достаточно указать отсутствие таких поступлений в уведомлении о продолжении деятельности?

    Общественные объединения, в том числе общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности обязаны информировать о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (паспортные данные и ИНН руководителя).

    Абзац 8 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» указывает, что общественное объединение должно представлять сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. Для подобного информирования утверждена форма № ОН0003. В случае, если в отчетном периоде общественное объединение не получало денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, то форма № ОН0003 представляется в органы юстиции с прочерками, а в ежегодном отчете о продолжении деятельности может быть указано об отсутствии таких поступлений.


Темы

  • самые
  • новые
  • читаемые
  • обсуждаемые